Леонид БРОНЕВОЙ: «Это удивительно: в Киеве родиться — и через 80 с лишним лет с инфарктом сюда же попасть. Ни в Бога, ни в черта не верю, но какая-то мистика, наверное, в этом есть»
С Леонидом Сергеевичем Броневым мы познакомились в злополучном для него сентябре 2012-го — буквально за пару дней до того, как он угодил в Киевский институт сердца с обширным инфарктом. Напряженных гастролей не выдержал (шутка ли — три спектакля подряд отыграть, когда тебе уже за 80!), а еще переволновался, побывав на могиле похороненной на Байковом мамы... «Ну это ж надо — исторического значения кладбище до такого плачевного состояния довести! — сокрушался мой собеседник. — Куда городские власти смотрят? В центре еще куда ни шло, но на старых окраинах... Неужели память для нынешнего поколения ничего не значит?».
«Железного», несгибаемого Броневого взволновали, растрогали, до слез довели воспоминания о детстве и юности, о ссылке, куда вместе с матерью из благополучной, безбедной жизни в восемь с половиной лет он отправился, о войне и эвакуации, о голодных не просто годах, а десятилетиях, когда сидеть буквально на хлебе и воде приходилось и за любую работу браться, о потере первой супруги, которая от рака легких молодой умерла, и о том, как одному дочь Валентину пришлось поднимать. «Пока она институт не окончила и взрослой, самостоятельной не стала, о том, чтобы свою личную жизнь как-то устроить, я даже не помышлял», — признавался мне Леонид Сергеевич.
Что такое семейный очаг и верная, беззаветная любовь, он лишь во второй половине жизни узнал, женившись на своей поклоннице Виктории — милой женщине с потрясающими лучистыми глазами, которая рядом с Броневым по сей день: в болезни и в здравии, в горе и в радости, как настоящей второй половине и подобает. Узнав, что Леонида Сергеевича госпитализировали, Виктория Валентиновна примчалась незамедлительно из Москвы в Киев и целых три месяца неотлучно находилась с мужем. Заботилась, поддерживала, согревала, а потом, год спустя, Броневые уже вместе в Киев приехали, и снова в Институт сердца: Леониду Сергеевичу операция на предсердных сосудах потребовалась, и делать ее только спасшему ему жизнь знаменитому украинскому кардиохирургу Борису Тодурову он доверил.
Это, второе по счету интервью, мы записывали в Институте сердца, накануне отъезда Леонида Сергеевича домой, в конце 2013 года. Броневому как раз 85 исполнилось, а в центре его родного, давно утерянного и только-только обретенного вновь Киева уже Майдан стоял, и я не ошибусь, если скажу, что вся Украина предчувствовала: отношения с не поддержавшей и не одобрившей нашу революцию Россией существенно испортятся, если не порвутся навсегда — болезненно и окончательно.
Впрочем, человеку надеяться на лучшее свойственно, и наш с Леонидом Сергеевичем разговор я на мажорной ноте закончил — обещанием обязательно к нему в «Ленком» на спектакль приехать, громче всех аплодировать, «браво!» кричать и самый большой букет подарить. За время пребывания этого сложного, резкого, угрюмого и прямолинейного человека в украинской столице, в ходе нашего даже не рабочего — чисто человеческого откровенного общения я успел его полюбить: такого, какой он есть. Не за игру в театре, не за роли Мюллера или Велюрова в кино, а просто так, за все сразу, и разлюбить не пытаюсь — даже сейчас, когда наши страны (правильнее даже «наши миры») двухлетняя война между Россией и Украиной, увы, разделила.
Не так давно Броневой стал очередной жертвой российской пропаганды: журналисты одного из московских изданий спросили у актера, как он к появлению его фамилии в так называемых украинских «черных списках» относится (которых, по-моему, кроме пропутинских СМИ, так в глаза никто и не видел), и Леонид Сергеевич ответил: мол, ну если Киев видеть меня больше не хочет, так я и навязываться не стану. «Мюллер продался!», «Броневой отрекся от Украины!», «Спасли, а он вот как отплатил» — запричитали завсегдатаи социальных сетей, которым, по какому поводу эмоции выплескивать, в сущности, все равно: сам процесс важен, а «зрада» там или «перемога» — не суть.

«Дорогой Леонид Сергеевич! — хочется Броневому сказать. — Я не слышал, что, как и при каких обстоятельствах вы заведомым провокаторам об Украине и Киеве говорили, и понятия не имею, кто (и, главное, зачем?) «черные», «белые» и другие бесполезные глупые списки составлял и кто вас — киевлянина, народного артиста Украины, легенду советского кинематографа, любимца публики и большого артиста — к компании Охлобыстина, Пореченкова и Вики Цыгановой причислил, но я часто вспоминаю, что в предисловии к моей книге «Души отдушина» (кстати, именно этими двумя словами я все наши с вами беседы охарактеризовал бы) вы написали: «Все, что в Советском Союзе происходило, даже в самых страшных сказках не описано — это жуткий, абсурдный, затянувшийся на 70 лет фильм ужасов: настолько тяжелый, что мы до сих пор от просмотра его не отошли и ни к какой другой картинке привыкнуть не можем. Вы только внимание обратите: сколько о зверствах в сталинских лагерях известно, о баржах, которые вместе с инакомыслящими затапливали, о расстрелах прямо на рабочих местах, о миллионах сирот — детей врагов народа, а поди ж ты, находятся те, кто Волгоград вновь хотят Сталинградом назвать или на митинги компартии выходят, которую Ельцин лишь потому, что водка помешала, не запретил, и кричат: «Ста-лин! Ста-лин!». Дураки, вы хоть знаете, что кричите? Я страшную вещь скажу: даже Гитлер и то лучше Сталина! Да-да, и хотя Гитлера я ненавижу, на полграмма больше уважаю, потому что он хотя бы своих, немцев, почти не трогал, а этот всех подряд косил — и осетин, и грузин, и русских, и украинцев... Как чувствовал, что спустя десятилетия отыщется такой, как Зюганов, способный многомиллионному народу доказывать, что Сталин дороже и ценнее Пушкина, потому что сделал больше...
Я ведь почему у Дмитрия Гордона снялся? Понятно, что не ради лишней возможности по телевизору быть показанным: меня и так в «Семнадцати мгновениях» — и цветных, и настоящих — столько крутят, что зрители скоро в экран плеваться начнут. Я хотел быть услышанным! О том, как система, которую мы до сих пор воспеваем и восхваляем, травила людей (в лучшем случае — убивала, в худшем — убивать других заставляла), не просто напоминать нужно — необходимо! Чтобы не было к ней возврата, чтобы даже мысли такой ни в одной голове не возникало, что там, в том времени, хорошо было! — ну что хорошего может быть, когда полстраны сидит, а полстраны сажает?

Те, кто сажал, кстати, еще живы — это те, кто сидел, почти вымерли, а я, чье детство испоганено было, чье место рождения — прекраснейший Киев — отравлено и намертво с воспоминаниями о том связано, как по всему Союзу нашу семью разбросали (отец на Колыме лес валил, мать по городам и весям скиталась, я голоштанником по миру пошел), всегда говорил и говорить буду: не смейте, не смейте тосковать по аду — помнить нужно добро, а не зло!».
Я верю, Леонид Сергеевич, что вы были искренни и что в любой войне не государственное, не политическое побеждает, а человеческое. Думаю, как человек, одну войну видевший, спорить по этому поводу вы не станете...
«Испугался ли я инфаркта? Нет. Боишься лет в 40, 50... Не боишься в молодости, потому что не понимаешь, что может быть, и в старости, потому что все, что может и должно быть, знаешь»
— Леонид Сергеевич, добрый день!
— Здравствуйте, Димочка!
— Вы знаете, сперва я хочу, чтобы с моей души вы грех сняли...
— То есть?
— В сентябре 2012 года мы прекрасное интервью записали...
— ...да...
— ...после которого я, как на крыльях, летал, потому что такого удовольствия от общения с собеседником не получал давно. То общение исповедальным, порой даже душераздирающим было, но буквально два дня прошло, и у вас обширный инфаркт случился...

— (Вздыхает). Было дело...
— Вы во время нашего разговора так переживали, так воспоминаниям предавались, что у меня ощущение возникло, что это я этот инфаркт спровоцировал...
— Нет-нет, ну что вы? — все вышло так, как должно быть. Надо было меньше курить, и потом, три спектакля подряд играть нельзя, противопоказано... Я Марка Анатольевича просил двумя показами «Вишневого сада» ограничиться — три все-таки тяжело. Он сказал: «Пинчук деньги потеряет». Я возразил: «Ну, потеряет 50 тысяч долларов — это для него, как для меня 50 центов», и что, беднее он станет? Отыграли мы два спектакля, день перерыва — и третий. Все равно очень трудно, и вот после третьего распоряжение получил: «Надо на банкет ехать». Я: «Не могу, я плохо себя чувствую». — «Надо!» — Захаров настаивал. «А без меня у вас банкет не получится?». — «Нет, наш спонсор обидится». Я поехал, зачем-то сидел там, и вскоре инфаркт у меня случился.
— Вы же еще долго терпели, коллег не тревожили, «скорую» не вызывали...
— Ну да, так что если кто-то и виноват, то никак не вы, Димочка, — кто-то другой. Вы вообще из журналистов самый тонкий, самый доброжелательный. Я интервью ненавижу — это же все равно пиар. Согласился ты или тебя заставили — пиар, а я такие вещи терпеть не могу, но уже поздно, к вашим вопросам готов.
— Когда плохо стало, испугаться успели?
— Нет — я нашему администратору часа в два ночи позвонил. «Что-то дышать тяжело — странно». Он «скорую помощь» вызвал, они приехали: «Мы вас забираем, у вас инфаркт». Я: «В больницу не поеду». — «Поедете, и немедленно!», а дальше я сознание потерял, которое обратно через неделю, может, дней через 10 получил. Испугался ли? Нет. Боишься лет в 40, 50... Не боишься в молодости, потому что не понимаешь, что может быть...
— ...море по колено...
— ...и в старости, потому что все, что может и должно быть, знаешь — вот два промежутка, когда страха нет.
— С тех пор практически все время, с небольшими перерывами, в больницах вы провели...

— Это ужасно...
— Устали от этого?
— Не просто устал — это невыносимо! Здесь, в киевском институте сердца, 100 дней я лежал, сейчас снова почти три месяца... Спасибо, конечно, киевскому Институту сердца, Борису Михайловичу Тодурову — генеральному директору, прекрасному кардиохирургу, потому что дольше трех недель в больницах не лечат. Максимум месяц — и в амбулаторное пошел. Кто меня в Москве три месяца держать будет? — поэтому еду сюда. Вообще, удивительно: здесь родиться — и через 80 с лишним лет с инфарктом сюда же попасть! Вот и не верь в потусторонние силы...
— И именно в Киеве — я добавлю — 85-летие встретить — фантастика, да?

— Ни в Бога, ни в черта не верю, но какая-то мистика, наверное, в этом есть — случайностей в таком окольцевании быть не может.
— Марк Захаров все это время вам звонил, о вашем здоровье справлялся?
— Звонил, но чаще директор — Марк Борисович Варшавер. Захаров тоже плохо себя чувствует — жена у него в коляске, он сам не очень хорош, хотя ему 80...
«Для кино я не гожусь и никогда не годился. У меня странная физиономия. Негодная»
— Леонид Сергеевич, а, лежа здесь, вы по сцене скучаете?
— Нет, но «Вишневый сад» с удовольствием сыграл бы.
— Только этот спектакль?
— Да — там обувь нормальная, и вообще, роль то, что надо, но есть и сложности: на ступеньку вставать нужно. Захаров обнадежил: «Можете с палочкой играть — я на днях Табакова с палочкой видел». Я возразил: «Руководитель хоть с тремя палочками и даже с костылем ходить может, это значения не имеет, но артист с палочкой — извините!». Гердт хромал — что в этом хорошего? Осип Абдулов без ноги был — замечательный артист, но что, повторяю, хорошего? Приходится же под проблему свою приспосабливаться...
— В кино что-то сыграть — теоретически — вы еще можете?

— Для кино я не гожусь и никогда не годился.
— Это вы говорите?
— Нет, Владлен Давыдов мне говорил. Ну а как? Он ведь киногерой, красавец, и он сказал: «Твоя физиономия — не советская, и в советском кинематографе ты работать не будешь, а если будешь, то очень мало. Вот он, — добавил Давыдов, на Толю Кузнецова указав, — будет!», и действительно, у того...
— ...лицо очень правильное...
— Да, блондин курносенький, а у меня странная физиономия, негодная.
— Но вы и странных несоветских людей играли...

— Так мне и давали таких — в основном: или фашистов, или жуликов.
— В палате, не сомневаюсь, вы имели возможность телевизор много смотреть — что-то из увиденного вас поразило, восхитило?
— Меня, скорее, тот низкий уровень поражает, до которого телевидение дошло: эти шутки восьмого сорта, этот как будто бы юмор, хоть это не юмор, а непонятно что, эти сюжеты фильмов — такой примитив! Я не могу это смотреть, не могу! В Москве хоть концерт трех теноров иногда показывают, или Горовица, или Иегуди Менухина, которого никогда в жизни не видел, а теперь слушаю и смотрю — это наслаждение!
— Среди увиденных вами сейчас картин такие, где актерская игра потрясла, есть?
— Потрясла — нет, но понравилась — да: фильм о хоккеисте Харламове «Легенда №17», к примеру. Козловский — хороший актер, и Меньшиков Тарасова хорошо играет. Хотя я не ожидал: он вроде на Тарасова не очень похож, а сыграл неплохо. То, что надо, фильм — в таком бешеном ритме снят. Мне понравился...
— Вы мне как-то сказали, что в больнице еще раз с удовольствием «Безымянную звезду» посмотрели.
— Козаков, я считаю, должен был бы «Оскар» за нее получить, обязательно! Если бы эти академики чуть поумнее были или к какой-то мафии не принадлежали бы, о которой, кстати, Брандо в свое время кричал. Ну как? — этот фильм без сучка без задоринки, открыв рот, смотришь, а Вертинская и Костолевский как хороши! Даже Лямпе, средний актер, даже этот Светин, начальника вокзала играющий (кстати, от этой роли я отказался). Прекрасный фильм Миши Козакова!
— А это в первую очередь его заслуга?
— Да, безусловно. Во-первых, он автора, Михаила Себастьяна, нашел, могилу его в Румынии отыскал — тот же репрессирован был, диссидентом считался... Замечательная вещь!
— Леонид Сергеевич, но «Покровские ворота» Козакова тоже шедевр...
— Да, но это чуть похуже, чем «Безымянная звезда».
— Похуже?
— Как вам сказать... Ну, о другом это — коммуналки... «Безымянная звезда» тоньше, там почти из «Римских каникул» сюжет, почти Грегори Пек, который никогда с Одри Хепберн не может встретиться, — разные берега. И здесь то же самое...
«Этуш за полу пиджака меня взял и сказал: «Хороший костюм». Я ответил: «У вас не хуже». Он: «Нет, похуже». Я: «Так вы и артист похуже»
— Актеры нынче, на ваш взгляд, получше стали, чем ваше поколение, или похуже?
— Похуже. Ну где вы сейчас Грибова возьмете, Массальского, Блинникова, Добронравова, Ливанова, Качалова? Смотрите, как Алла Тарасова играет, — несмотря на то что полная, какая она...
— ...Анна Каренина...
— ...да! Как она говорит, как в этой роли живет!
— Знаю, что однажды вы на награждение в Кремль пришли и там у вас с Владимиром Этушем какое-то выяснение отношений было...
— Да нет, это шутка! Я, Этуш и Гергиев рядом сидели...
— ...с женами?
— Нет, жен в задний ряд отправить велели: «Идите отсюда!». Я возмутился: «Что это за протокол — жены в заднем ряду?! Они что, скотина, что ли?». Это я начальнику протокольного отдела сказал...
— Ну, вы можете...
— Нас просто предупредили, что те, кто награды получать будут, в первый ряд могут сесть. Я туда пошел — занято, Иванов сидит, только не Сергей, а по наркотикам который...
— ...Виктор...

— ...дальше еще кто-то, и я вспылил: «А где же нам умоститься? Зачем было врать, что мы можем в первом ряду сесть?». Злой был... Посередине церемонии, когда уже Путин награды вручал, одна артистка эстрадная входит, к первому ряду идет, садится... Что это за протокол, еще раз спрашиваю? Этуш имел неосторожность за полу пиджака меня взять и сказать: «Хороший костюм» (у меня Brioni). Я ответил: «У вас не хуже». Он: «Нет, похуже». Я: «Так вы и артист похуже» (смеется). Ну, шутка была — не самая остроумная, но Гергиев чуть со смеху не умер.
— В ваше время жили артисты ужасно — голодали, нищенствовали...
— ...да, да...
— ...а сейчас получше живут?
— Нет, в провинции то же самое. Везде — в Рязани, Смоленске, Воронеже, Оренбурге, Магнитогорске, Перми, Сыктывкаре... Я это все прошел — только местные актеры, которые какую-то сотку имеют, картошку, помидоры выращивают, как-то существовать могут. Приезжие голодные сидят — я вас уверяю: на весь город один драмкружок — за него дерутся. Кино нет, телевидения тоже, радио, может, какое-то...
— Беда...
— Она самая — эта беда была, есть сейчас и, увы, еще будет.
«Гриценко в жизни совершеннейший дурак был, а какой актер! Гениальный!»
— Не комплимента ради, а просто констатируя факт: вы чрезвычайно умны, а артисту вообще умным быть нужно?
— Нет.
— Вам это разве вредит?
— Ну вот смотрите: Гриценко Николай Олимпиевич в жизни совершеннейший дурак был...
— ...а какой актер!
— Гениальный! Откуда он это брал? Как Каренина он играет — посмотрите внимательно. Я ни на кого другого там смотреть не могу...
— ...а эпизод в «Семнадцати мгновениях весны»!..
— Прекрасный! А «На золотом дне» вы, наверное, не видели...
— Нет...
— Очень жаль! Как он этого пьяного купца играет, — с одного края сцены разбегается, на бешеной скорости летит — и головой под диван влетает! Узнать его невозможно: такой грим, борода... Изумительный артист! Кончил очень трагично...
— Как?
— Плохо. В психиатрической больнице. Сумасшедшие за что-то его избили...
— Всю жизнь вы искали, как бы сюжет и режиссуру улучшить, как спектакль или фильм сделать умнее, а что за фразу однажды Григорий Горин вам подсказал?

— (Улыбается). Я эпизодик в картине «Шизофрения» себе сочинил — портного, который костюмы для Лаврентия Палыча Берии шил. В конце своего монолога он говорит: мол, когда Берию арестовали, его, портного, тоже в разных кабинетах допрашивали и все время один и тот же вопрос задавали: «Почему вы такие хорошие костюмы ему шили?». Ну и мой герой отвечал: «Потому что плохие я шить не умею». Для героя Збруева фразу я написал: «От скромности вы не умрете», и не знал, что моему портному на это ответить. Ночью Горину позвонил: «Гриша, я сценку придумал, послушай». Прочитал — он говорит: «Слушай, ты можешь! Сам написал?». Я: «Да, но не в этом дело. Что мне на: «От скромности вы не умрете?» ответить, и он: «Ответь просто: «С вашего позволения, я хотел бы умереть от старости». Я восхитился: «Гриша, спасибо тебе большое!» — и эту фразу потом произнес.
— Блестящий Горин был, правда?
— Ну! (Пауза). Кстати, в нашем предыдущем интервью я не рассказал... После ссылки мы же все-таки в Киев приехали. 22 июня 1941 года рано утром война началась, а 5 июня в нашей квартире нас поселили, но она уже не наша была — там сотрудник ОГПУ жил, многодетный. Нам кладовку дали — спать там только один человек мог, поэтому мама мне путевку в пионерский лагерь в Ирпень достала, вот первая встреча с войной, любопытная.
В корпусе нас человек 10 было, и все мы часа в три ночи проснулись, потому что дождь шел — он в стекла и по крыше стучал. Очень темно было, хотя в июне в три уже светло должно быть, и гул стоял, будто земля или весь корпус дрожит. Один мальчик сказал: «Гром, наверное», а второй: «Нет, гром так не гремит — он же с перерывами...». Мы на улицу вышли, головы подняли и поняли, почему темно и почему гул: сотни самолетов летели, все небо закрыли. Если не над собой, а чуть подальше смотреть, лицо летчика было видно!
Это бомбардировщики были — «юнкерсы» и «хенкели», они на Киев летели. Один мальчишка предположил: «Так это, наверное, «Красный Крест». Другой в ответ: «Дурак, посмотри, какой это «Красный Крест»?», а они низко-низко летят, нахально, на самолетах белые кресты огромные, а вдали где-то взрывы послышались — уже Киев бомбили. Когда последний ряд пролетел, светло стало, гул утих, но мы поняли, что происходит, — вот такая встреча с этой дурацкой войной была.
— Войну часто вы вспоминаете?
— Нет, стараюсь не вспоминать. Зачем?
(Окончание в следующем номере)

Российский политолог и публицист Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: «Выборы президента России не 18 марта состоятся — они сейчас идут, но не 140 миллионов россиян выбирают, а 140 джентльменов, чьи миллиарды в Америке в подвешенном состоянии находятся»
Экс-мэр Харькова и экс-глава Харьковской облгосадминистрации Михаил ДОБКИН: «Янукович умер, и пинать мертвого льва ногой я не хочу»
Президент клиники «Борис», советник мэра Киева Виталия Кличко по вопросам медицины Михаил РАДУЦКИЙ: «Официально заявляю: я единственный человек, который кинул Дмитрия Гордона»
Леонид БРОНЕВОЙ: «Это удивительно: в Киеве родиться — и через 80 с лишним лет с инфарктом сюда же попасть. Ни в Бога, ни в черта не верю, но какая-то мистика, наверное, в этом есть»
Экс-советник Путина, один из четырех экспертов «кремлевского доклада» Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Это весьма необычно, когда официальный документ, который готовится исполнительной властью по поручению Конгресса США, в итоге официально нигде не публикуется, зато тайным образом передается в СМИ»
Философия зависти
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги